Н.Птиченко 9 типов учителей! 

Как сделать правильный выбор?

Большую роль в успехе или не успехе ученика в процессе обучения музыке играет правильный выбор  учителя. В этой статье я поделюсь этими секретами, чтобы помочь Вам сделать правильный выбор

1 тип: учитель, который дает ученикам «рыбу»

Так я назвал этот тип по следующим соображениям. Это достаточно хитрый тип учителя. Его истинной целью является «привязать» к себе ученика и, не сильно напрягаясь, выкачать с него как можно больше денег. Обучение происходит следующим образом. Такой учитель доводит ученика до определенного  уровня, а затем просто разучивает одну песенку за другой (как правило, они технически не сложные, играются на одних и тех же типовых аккордовых схемах и пр.), не заботясь об истинном развитии, глубине и систематизации знаний.

Определить такой тип учителя очень просто! Спросите честно у себя: сможете Вы дальше развиваться самостоятельно в музыке без наставника или Вам постоянно нужна «подпорка» в виде учителя, без которой Вы не можете дальше двигаться. И как ни парадоксально такой тип учителей наиболее любим учениками.  Вы спросите почему? У такого учителя не нужно сильно напрягаться!
Как Вы думаете почему? Какой бы Вы дали совет себе или  ученику, который занимается у такого учителя?

2 тип: «учитель, который учит «удить рыбу

Такой тип учителя не стремится привязать ученика к себе, а наоборот, хочет дать ему все необходимые знания и навыки в нужном объеме, чтобы тот мог самостоятельно развиваться. И как ни странно, несмотря на хорошие результаты, таких учителей меньше жалуют ученики по одной простой причине, им приходится у такого учителя все время напрягаться!

Как Вы думаете, для какого типа людей максимально подойдет такой тип учителя?

3 тип: «учитель-флюгер» или «Чего изволите?»

Это слабый тип учителя, у которого нет своей продуманной методики, чтобы не потерять ученика из-за очевидных слабых результатов, он заискивает перед учеником, выполняя его капризы и прихоти. Занятия у такого педагога отличаются хаотичностью, бессистемностью. Высоких результатов у такого учителя достичь очень трудно.

Как Вы думаете, какие ученики могут достичь у него хороших  успехов? Или это все-таки невозможно?

4 тип: «учитель хороший профессионал, но плохой человек»

Например, у меня вызвал шок тот факт, о котором мне поведал один мой ученик, что на экзамене в С-Петербургской консерватории педагоги на экзамене не редко бывают в состоянии хорошего подпития! При этом это прекрасные профессионалы! Вы бы хотели, чтобы Вы платили деньги за обучение, а Ваш ребенок занимался у педагога, который периодически «закладывает» и при этом Ваш ребенок имеет неплохие результаты?

Или другой факт. Я сидел на «разборе полетов» после очередного  экзамена в музыкальной школе и педагог буквально «размазал по стенке» ученика, который плохо отыграл экзамен! Это было сделано настолько грубо, настолько бесчеловечно! Я бы на месте этого ученика просто хлопнул дверью и ушел. Получается оценка в журнале важнее личности ученика. При этом это замечательный профессионал, который много лет проиграл в Кировском театре!

Вы согласились заниматься у такого педагога или отдали бы ему на обучение своего ребенка?

5 тип: «учитель плохой профессионал, но хороший человек»

Ко мне пришел заниматься ученик, который приехал в Питер из другого города. Он взахлеб и с восторгом рассказывал о своем бывшем учителе. Но когда я попросил его что-нибудь сыграть, я увидел очевидную «халтуру», которая прорезалась во всем и ошибки буквально «кричали»: не поставленные руки, аппликатурные ошибки, отсутствие хоть какой-нибудь культуры соединения аккордов, ошибки в гармонической схеме песни, в мелодии и пр.

Или недавно одна моя ученица прислала мне видео, которая выложила на ютубе одна преподавательница гитары. Это был годовой отчет ее учеников! Звонким  голосом она объявила: Иванов Сергей. Первый год обучения. Дождик! И вот этот Сергей через год обучения извлек указательным пальцем правой руки 8 нот на 1,  3 и 5 ладах через год занятий! И при этом восторженные аплодисменты родителей и других учеников! И примерно такой же уровень других учеников!

Таких примеров непрофессионализма могу привести множество! Родители ведь не разбираются в тонкостях музыки, многим неважны даже результаты! Им просто нравится учитель как человек. Вот и все!

Если бы Вам пришлось выбирать? Скажем в Вашем городе есть всего 2 педагога: один отличный профессионал, но плохой человек, а второй – хороший человек, но посредственный учитель, кого бы Вы выбрали?

6 тип: «учитель потрясающий исполнитель, но плохой педагог»  

Ко мне пришла ученица и начала рассказывать о своем бывшем педагоге: Вы знаете я забывала обо всем, когда он начинал играть! Это просто божественно! Я внимательно выслушал ее рассказ, а затем попросил ее что-нибудь сыграть. Она опустила глаза и виновато сказала, что ничего не умеет. Я ее спросил, а сколько времени она занималась? Она ответила: около года. А потом снова вернулась к первой теме. Вы знаете, он такой замечательный педагог! Он так классно играет!

И это был такой  резкий диссонанс между тем как она презентовала своего учителя и тем результатом, которого она достигла через год занятий!

Как бы Вы поступили, чтобы Вы сделали на ее месте, занимаясь у такого учителя и не получая в течение долгого времени никакого результата?

7  тип: «учитель-ветер» 

Он не обязательно классный исполнитель. Все занятия строятся на эмоции, без всякой логики и системности. Его может занести так, что целый урок он может разглагольствовать  и философствовать по какой-то теме, которая его захватила в данный момент, а потом спохватиться и в последний момент объяснить что-то хаотичное по уроку.

Какому типу людей может подойти учитель такого типа ?

8  тип: «учитель-конспект»

У него нет своей точки зрения. Он не учится ничему новому. Дает только то, чему его научили его наставники, когда он учился в музыкальном учебном заведении и сам был учеником.

Я хочу Вам рассказать историю, которая случилась с одним петербургским педагогом. У него был огромный конспект, в котором хранились подробные планы уроков, комментарии к каждому его уроку. И однажды  его ученики  решили с ним сыграть злую шутку,  — и в один из дней они  украли  этот «волшебный» конспект.

Хотите узнать, что было потом? Он умолял учеников вернуть конспект.  Он даже готов был встать перед ними на колени, лишь бы они вернули ему этот конспект.

Жизнь постоянно меняется. А этот педагог  сеял «мертвые» знания, которые уже давным-давно устарели.

Как Вы думаете, кому было бы интересно заниматься у такого педагога?

9  тип: «учитель – наставник» (кроме гитары учит мудрости жизни)

Это редкий тип учителей. Основная цель такого учителя через музыку, через творчество, через весь свой опыт  он учит ученика мудрости жизни, учит его развиваться! На общем фоне учителей они кажутся несколько странными, загадочными и не всегда понятными. Этот тип учителей подходит для таких учеников, которые в своей анкете при поступлении в гитарную школу пишут не общие фразы типа: Я хочу научиться играть на гитаре, а пишут нечто, очень конкретное и глубинное, то, что не дает им спокойно жить: Я хочу научиться выражать свою душу через музыку!

Но этот тип учеников встречается также редко, как и такой тип учителей. Но если такой союз встречается, то тогда рождается Музыка!

И здесь невольно мне на помощь приходят слова Н.В.Гоголя, связанные с музыкой:

Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не с строгим расчетом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все члены, разрушая равнодушное, обыкновенное положение, становятся свободнее, руки вольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уносят его от всего. … Только тогда, когда вино перемешает и разрушит весь прозаический порядок мыслей, когда мысли непостижимо странно в разногласии звучат внутренним согласием, в таком-то разгуле, торжественном, больше нежели веселом, душа, к непостижимой загадке, изливается нестерпимо-унылыми звуками. Тогда прочь дума и бдение! Весь таинственный состав его требует звуков, одних звуков. Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. Поэзия мыслей более доступна каждому, нежели поэзия звуков, или, лучше сказать, поэзия поэзии. Ее один только избранный, один истинный в душе поэт понимает; и потому-то часто самая лучшая песня остается незамеченною, тогда как незавидная выигрывает своим содержанием.

Как Вы думаете, каким ученикам будет комфортно заниматься у такого типа учителя?