Перейти в оглавление!

Как выбрать гитару? Рекомендации гитарного мастера Сергея Щеголева

Выбор инструмента является достаточно сложной задачей не только для учащегося, но и для опытного музыканта, т. к. при покупке инструмента не всегда имеется возможность его полной проверки. Поэтому важно оговорить с продавцом условия возврата или замены инструмента в течение определенного срока. За это время необходимо опробовать инструмент в различных акустических условиях, а также проконсультироваться с более опытными музыкантами и гитарными мастерами. Можем сказать, что это единственное положение, которым может руководствоваться начинающий музыкант при выборе гитары.

Как выбрать гитару?

Каждый более опытный музыкант обладает своей системой выбора инструмента, которую, учитывая все условности,  можно свести к некой общей формуле.

Прежде всего, важен  образ гитары: ее композиционная целостность, гармоничные пропорции различных деталей и частей инструмента и пр. Многие  музыканты это чувствуют интуитивно.

Если  образ инструмента устраивает вас, поиграйте на нем некоторое время, чтобы определить, соответствует ли  внешний вид гитары ее внутреннему содержанию,

т. е. звуку. Если такая гармония  существует, следует перейти к проверке деталей.

У хороших инструментов корпус изготавливается из массивной древесины ценных  твердолиственных пород, а верхняя дека из мелкослойной ели или кедра. Наиболее престижными являются гитары из палисандра. Однако надо учитывать, что этот материал склонен давать трещины в наших климатических условиях. С целью предупреждения деформации грифа, его изготавливают переклеенным из нескольких брусков твердой древесины, а накладку – из высокопрочной и износостойкой породы – такой, как черное дерево, палисанндр и др.

У недорогих фабричных инструментов корпус, а часто и верхняя дека изготавливаются из фанеры, что отрицательно сказывается на тембре звучания. В последнее время некоторые фирмы стали изготавливать корпус эстрадных гитар из углепластика. По акустике это вполне нормальные инструменты, но по стоимости  достаточно дорогие.

Помимо проверки качества материала следует проверить, нет ли у гитары различных «дерибасов»:

–  кривизны (почти все гитары чуть-чуть кривые);

– несбалансированности . Если гитара несбалансированна, то при игре дополнительная нагрузка будет падать на левую руку, что отрицательно скажется на игре;

– некачественной сборки (плохо работает колковый механизм – с большими люфтами и пр.),

– отделки (плохо ошкуренный гриф, некачественно обработанные порожки и пр.);

– неправильной посадки струн, создающей впечатление перекошенности инструмента;

– гитара не строит. Удовлетворительным считается строй, если его оклонение от равномерно темперированного строя не превышает нескольких центов;

– наличие призвуков и дребезга при игре;

Толщина и ширина грифа должны соответствовать размерам рук. Большинство гитаристов предпочитают тонкий плоский гриф стандартной ширины 50-52 мм. Высота струн над грифом на границе 12-13 ладов обычно находится в пределах 3-4 мм.

С точки зрения акустики хорошая гитара должна обладать ровным, сильным,  чистым звучанием с красивым тембром.

Как правило, высокими акустическими и эксплуатационными характеристиками

обладают гитары ручной работы, выполненные индивидуально, с учетом требований заказчика.

Самым важным отличием  гитары ручной работы от гитары фабричной является то, что каждый мастер вкладывает в свое творение душу или, если так можно выразиться, «монодушу»*.  И эта «монодуша» продолжает жить вместе с инструментом. При покупке инструмента у вас есть выбор, – если вы почувствуете в мастере родственную душу – это залог того, что этот инструмент принесет счастье и успех его обладателю, если же вы чувствуете антипатию к  мастеру, вы всегда сможете отказаться от его услуг. При покупке гитары  в магазине это невозможно и там вы всегда покупаете «кота в мешке».

Вопреки бытующему среди музыкантов мнению о недолговечности щипковых музыкальных инструментов, опыт реставраторов показывает, что грамотно собранный мастеровой инструмент  при аккуратном обращении служит заведомо более ста лет. Однако, неправильная или небрежная эксплуатация  инструмента может привести к значительным повреждениям, трудно поддающимся реставрации.

Струнные инструменты необходимо защищать от механических повреждений, излишней сухости и сырости, а  так же резких колебаний влажности. Наиболее благоприятными для гитары являются следующие условия: температура воздуха 18-22 градуса при относительной влажности 50-60%.

Хранить инструмент  желательно в жестких,  хорошо закрывающихся футлярах, оклеенных внутри мягкой тканью. Вполне приемлемо хранение в чехлах из плотной ткани с мягкой подкладкой или в висячем положении в хорошо закрывающихся шкафах. Недопустимо хранение инструмента без средств защиты в пыльном помещении, на сквозняках, вблизи  отопительных приборов, в местах попадания прямых солнечных лучей или влаги.

Если инструмент не используется в течение длительного времени (более двух недель), то натяжение струн надо ослабить. Это позволит отдохнуть дереву и предохранит гриф и деку от деформации.

Транспортировку  инструмента также желательно производить в жёстком футляре. В зимнее время порядок упаковки следующий: инструмент помещают в специальный мешочек из мягкой тёплой ткани с надёжным клапаном или  просто тщательно оборачивают тканью, затем укладывают в футляр, поверх которого надевают чехол из брезента. Если инструмент длительное время находился на морозе, то перед распаковкой его необходимо выдержать в тёплом помещении не менее часа. В летнее время футляр с инструментом следует оберегать от длительного воздействия прямых солнечных лучей. При транспортировке самолётом даже тщательно упакованный инструмент недопустимо сдавать в багаж, так как в грузовом отсеке во время полёта температура опускается до – 50 и ниже градусов.

Играть на инструменте следует только чистыми руками, ногти на пальцах левой руки должны быть коротко подстрижены. После занятий необходимо куском замши или тряпочкой протереть струны и гриф от следов пота и жира, а корпус от пыли. В случае сильного загрязнения необходимо снять струны и протереть инструмент влажной тряпочкой или даже мыльной пеной, после чего сразу же вытереть инструмент насухо. Пыль, накопившуюся внутри корпуса, удаляют струёй воздуха из пылесоса через голосниковое отверстие. Для поддержания внешнего вида возможно использование в ограниченном количестве различных средств по уходу за мебелью.

Эксплуатация неисправного инструмента недопустима. В случае даже незначительных повреждений или поломок следует обратиться за консультацией к квалифицированному реставратору.

После того, как выбор инструмента был сделан, стоит задуматься над тем, где и как учиться игре. Эффективные, уникальные и многообразные формы обучения на любой вкус предлагает гитарная школа Николая Птиченко. Занимаясь по методике Николая Птиченко, Вы сможете научиться играть на гитаре достаточно быстро.

Источник: http://www.pti4enko.ru

*При изготовлении фабричных гитар, где все поставлено на поток, это невозможно. Хороший мастер изготавливает в год не более 6 инструментов. Фабрика имени А. В. Луначарского в былые годы изготавливала 1000 инструментов в день.

А для тех, кто уже сейчас готов осуществить свою мечту — научиться играть на гитаре, добро пожаловать в Гитарную школу Ваганты!

БЕСПЛАТНО!

НАУЧИСЬ ИГРАТЬ ПЕРВУЮ  ПЕСНЮ С НУЛЯ ЗА ТРИ УРОКА!

Generated button